Опоры или мачты освещения? Чья возьмёт? в Тольятти
Этот вопрос возникает во многих проектах наружного освещения. Его задают проектировщики, светодизайнеры и, конечно, заказчики. Прочитав этот материал, вы узнаете, в чём разница между опорами и мачтами, и что влияет на выбор между ними.
С точки зрения функциональности, опоры и мачты освещения — средства для установки осветительного прибора на определённую высоту. Цифры различаются сильно: если опоры обычно достигают, например, 7, 9 или 12 метров, то мачты — совсем другого «роста», до 50 м. Поэтому выбор между опорами и мачтами часто зависит от того, на какую высоту желательно установить светильник. А выбор высоты зависит от целого ряда светотехнических, экономических и эстетических факторов.
Ситуации, в которых лучше установить светильники повыше:
- Надо создать большую освещённость. Пример — спортивные объекты. Если взять много мощных светильников и поставить их на низкие опоры, то они ослепят и спортсменов, и зрителей. Поэтому единственный выход — мачты.
- Надо осветить современную транспортную развязку со множеством переплетённых «лент» дорожных полотен, которые вьются вокруг сравнительно небольшой площади. Их надо обязательно осветить равномерно. Задача усложняется тем, что все «ленты» расположены на разной высоте. Если использовать опоры, то каждая «лента» будет усеяна опорами, как ёж — иголками. Дешевле и эстетичнее установить мачты.
- Надо сохранить освещаемое пространство в первозданном виде, не засоряя его лишними объектами. Здесь мачта также побеждает за явным перевесом. Ведь если нагородить множество опор, то этот частокол сожмёт в тиски любой простор.
Ситуации, в которых лучше установить светильники пониже:
- По соображениям безопасности и эстетики нельзя залить освещаемое пространство так называемым «беспорядочным светом». Например, на городских улицах есть затеняющие факторы — дома и деревья. Если освещение будет расплывчатым, а не точечным, то от него не будет толку. Поэтому нужно установить опоры.
- Надо максимально эффективно расходовать мощность освещения. Известно, что чем выше расположен светильник, тем меньшую освещённость он обеспечивает. Если взять светильник, установленный на опоре или мачте, и разместить его в 2 раза выше, то освещённость понизится в 4 раза. Если — в 3 раза выше, то уменьшится в 9 раз, и так далее. Вывод напрашивается: для создания определённого уровня освещённости чем ниже установлен светильник, тем меньшей мощности он может быть. И если надо осветить небольшой объект, добившись максимальной экономии, то лучше поставить опоры.
- Освещаемый объект достаточно мал, может быть освещён с разных сторон, при этом нет потребности в очень высоком уровне освещённости. Представьте себе различные участки дорожного полотна: на приближении к населённому пункту, в черте города, на перекрёстке, в месте несложной развязки. Каждый из этих участков можно осветить с разных сторон, то есть — с разных опор. При этом мы не можем рисковать и заливать освещаемое пространство мощным светом от мачты, ведь это может ослепить водителей. Поэтому и здесь побеждают опоры.
Как и при любом сравнении, бывают «пограничные случаи», когда возможны оба варианта. Допустим, требуется «растянуть» освещение по очень большой площади, например, в промзоне. Уровень освещённости может быть сравнительно невысоким, но свет должен добираться «до самых до окраин». И здесь есть два пути. Можно поставить одну мачту и «разлить» освещение по пространству. Или установить повсюду множество мелких опор.
Бывают и ситуации, когда выбор между опорами и мачтами зависит только от дизайнерских соображений. Об этом мы ещё поговорим, а сейчас узнаем, что помогает проектировщику сделать верный выбор с точки зрения функциональности освещения. В любом проекте проводится светотехнический расчёт, который учитывает как ряд экономических факторов, так и уникальные черты объекта. Проектировщик анализирует ограничения, которые могут наложить ветровой район, свойства почвы, насыщенность коммуникациями и многое другое. Ему важно понять, насколько надёжно будет функционировать опора или мачта. Он прорабатывает оба варианта, моделируя установку и опор, и мачт. И выбирает оптимальный.
Выбирая опору или мачту, проектировщик предъявляет к ним ряд требований. Во-первых, она, эта опора или мачта, должна обеспечивать корректную работу осветительной установки, располагая светильники в нужной точке. Во-вторых, быть абсолютно безопасной и долговечной. В-третьих, быть удобной и практичной в монтаже, демонтаже и любых изменениях на объекте. Наконец, в-четвёртых, быть неотъемлемой эстетической частью пространства и не создавать помех восприятию объекта.
Вот мы и добрались до важнейшего аспекта выбора между опорой и мачтой — с точки зрения вкуса и взгляда на художественный образ объекта. Перед вами — эстетические особенности опор и мачт.
Опоры — во весь опор!
Опоры опоясывают освещаемый объект. Будучи меньше мачт и распространяя свет на более близкое расстояние, они находятся ближе к объекту, чем мачты. Обнимая объект, они приглашают его к тесному творческому взаимодействию. Поэтому если объект требует минималистичных декораций, то его можно осветить только с помощью тщательно подобранных изящных опор, и никаких массивных конструкций! При освещении пространства, которое необходимо сохранить в незамутнённом никакими помехами виде, нужно расположить опоры так, чтобы они не бросались в глаза. И ни в коем случае не допускать образования частоколов или других конфигураций опор, которые могут испортить восприятие объекта.
В руках опытного проектировщика творческий потенциал опор раскрывается во весь голос. Они могут казаться бутафорскими, и даже нежными и рассыпчатыми, как идиллические декорации пряничного домика. Располагаясь в виде вереницы, опоры могут иметь поступь, как у балерин — и сообщать пространству соответствующее настроение. В некоторых случаях способность опор цедить пространство помогает наделить освещаемый объект ритмичной симметрией.
Талантливые проектировщики умеют так объединить душу объекта и энергию опор, что они переплетаются в неразрывный художественный образ. Многие набережные, улицы, парки и другие объекты, настоянные на динамичности опор, сложно представить без них. Пусть опоры несутся во весь опор!
Мачты — все на мачту!
Мачты по природе своей возвышаются над объектом. Они устремляются в небо, как разлатые наконечники стрел. Но, удивительным образом, для нашего эстетического восприятия огромные мачты подчас менее заметны, чем сборище небольших опор. Эта особенность мачт освещать объект, но не «прикасаться» к нему, отлично подходит для ситуаций, когда нужно во что бы то ни стало оградить освещаемое пространство от посторонних помех. Представим площадку перед торговым центром, где располагается парковка и… И ничего — пустое пространство. Но оно важно для настроения людей. В городе, исчерченном полосками дорог и пятнами кварталов высокой застройки, так хочется ощутить глоток свободы — то самое пустое пространство. Если поставить туда опоры, то оно может стать изборождённым ими, будто морщинами. А мачта оставит площадку перед торговым центром нетронутой, исподволь повышая тонус потенциальных покупателей.
Мачта — мощная, но в этой мощи не сквозит никакой неуклюжести, в ней есть лишь осознание своей силы. Вспомните старые железобетонные опоры, в которых было что-то от ломовой лошади. Вспомните, как они говорили с пространством кургузым языком грубой силы. Если говорят, что человек подминает природу под себя, заковывая её в наручники каменных джунглей, то лучше образа, чем железобетонные столбы, не найти. А мачта — она воздушная, она парит над пространством, а не топчет его.
И эта особенность мачты оказалась востребованной для целого ряда объектов. Например, на футбольных стадионах мачты становятся героями трансляций матчей. Режиссёр специально берёт крупные планы мачт, чтобы олицетворить разнузданную ярость спортивной борьбы. Вдохновляясь творческими возможностями мачт, проектировщики всё чаще экспериментируют с ними даже на тех объектах, которые исторически считались вотчиной опор. В ответ известному лозунгу скажем: все на мачту!
В завершение ещё раз перечислим принципы, которые используют при выборе между опорами и мачтами. Проектировщик анализирует светотехнические детали объекта, наличие технических ограничений, экономические и эстетические факторы. И ещё он чувствует душу конкретного объекта и понимает, как лучше всего дополнить его художественный образ. Этого пункта нет в проектно-сметной документации. Но он есть в сердце у каждого талантливого проектировщика.